В Якутске объявлена охота на нелегальных производителей воды

Как известно, качество воды — больная тема для жителей столицы республики. 16 марта в Якутске прошел первый совместный рейд по выявлению недобросовестных производителей бутилированной воды.

Целью мероприятия была проверка наличия у предпринимателей необходимых документов, соблюдения ими правил благоустройства и других норм. Представители полиции, Роспотребнадзора, СМИ, административной комиссии при Окружной администрации и Координационного совета по предпринимательству при главе Якутска убедились — здесь есть над чем работать.

В ходе первого в своем роде рейда было запланировано посещение трех производителей воды: «Аква-Плюс», «Росинка» и «Водяной». Однако по первому адресу ехать не пришлось: как выяснилось, накануне предпринимателя привлекли к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

Цех розлива воды под маркой «Росинка» располагается в каменном здании, больше напоминающем гараж, на улице Бестужева-Марлинского. Вход в цех розлива — через гараж для автомашин доставки, пол которого засыпан песком. Помещение самого цеха довольно просторное: свежепокрашенные стены, кафельный пол, аккуратные ряды бутылок. Установлена 3-ступенчатая система очистки воды и несколько больших раковин для мытья тары. На работниках: спецодежда, резиновая обувь. Правда, вместо спецсредства для дезинфекции — обычный «Фейри», а моют бутылки руками с помощью щетки. Закупориваются бутылки также вручную.

На вопрос, почему на этикетке не указана дата розлива, работник цеха ответил: «А зачем? Эта вода же не стоит в магазине, ее сразу пьют». На качество, по его словам, никто не жаловался.

По словам заместителя директора цеха Михаила Гаврильева, минерализация воды пока не производится - оборудование планируют закупить весной. Цех работает с декабря 2014 года, в день по всему городу развозят порядка 450-500 бутылок. Соответствует ли водно-солевой баланс «Росинки» нормам, покажут результаты лабораторных исследований.

Вторым пунктом рейда стал цех по розливу воды под названием «Водяной» на улице Лермонтова.

«Цех» представлял собой отгороженное стенкой из ДСП неуютное помещение площадью чуть больше 20 кв.м. на втором этаже торгового центра. Запасной выход занавешен видавшим виды ковром. Из персонала — один молодой человек, который наотрез отказался разговаривать с нами, а потом и вовсе спрятался. Никакой спецодежды, перчаток или обуви: мужчина работал в легком пуховике, джинсах и вязаной шапке.

Стоит оборудование по розливу, пустые бутылки с самыми разными этикетками свалены на полу, моют тару в небольшой ванне с мутной водой, из спецсредств — жидкость для мытья посуды «Миф». Минерализация воды отсутствует - а это значит, что фактически потребителю поступает дистиллят, действие которого на организм человека, как минимум, не приносит никакой пользы. Крышки для бутылей хранят в коробке под раковиной, учет реализации ведется в обычной тетрадке в клеточку, где рядом со столбцами цифр красуется портрет Бэтмена. При виде этой печальной картины вспомнилась песенка из мультфильма: «Я водяной, я водяной, никто не водится со мной».

Приезд комиссии всполошил арендаторов торгового центра — пока мы «гостили» у «Водяного», наглухо закрыл свои двери расположенный по соседству цех по производству суши и роллов.

По словам исполнительного секретаря Якутской ассоциации производителей питьевой воды Николая Уарова, увиденное сегодня — лишь верхушка айсберга. «Бизнесменов», которые разливают питьевую воду в гаражах, на дачах и в частных домах, много. Они не соблюдают санитарные нормы, производят лишь поверхностную очистку, а работники таких цехов зачастую не имеют даже санитарных книжек. Особенно много таких предпринимателей появляется весной, когда вопрос качества воды в Якутске встает особенно остро. «Многие потребители, выбирая воду, ставят во главу угла цену и смотрят на этикетку в лучшем случае вскользь. А зря! Именно на этикетке должна быть полная информация: наименование и адрес производителя, номер ТУ, минеральный состав, дата розлива. Стоит как минимум насторожиться, если она отпечатана на принтере и наклеена на бутылку при помощи скотча. Если производитель не продает воду в розлив — это тоже плохой знак. По нормативам, крышки для бутылок должны храниться в дезрастворе, для мытья тары нужно использовать бутылкомоечные машины и специальные пищевые кислотно-щелочные дезсредства. Поэтому я бы посоветовал якутянам заботиться о своем здоровье и не гнаться за дешевизной», - подчеркнул Николай Уаров.

В рамках рейда выяснилось, что ранее все производители бутилированой воды подлежали обязательной государственной регистрации, однако 15 февраля 2015 года это требование было отменено. Уже больше года предприниматели обязаны лишь уведомить республиканский Роспотребнадзор о начале соответствующей деятельности по конкретному адресу. «Поэтому, когда предприниматели говорят о том, что у них есть разрешительные документы от Роспотребнадзора, они лукавят», - отметила представитель ведомства Алла Шамоева.

- Этот рейд был своего рода «разведкой боем», - отметил член Координационного совета по предпринимательству при главе Якутска Сергей Черных. - Питьевая вода — это пищевая продукция, требования к производству которой достаточно жесткие, но должны соблюдаться, ведь речь идет о здоровье людей. Оба предпринимателя, к которым мы ездили сегодня, будут вызваны на заседание городской Административной комиссии в связи с выявленными многочисленными нарушениями. Я сторонник того, чтобы бизнес был ответственным, и в первую очередь перед потребителями. Поэтому такие выезды с привлечением сотрудников МВД, прокуратуры и Роспотребнадзора будут продолжаться. Будет составлен список недобросовестных производителей, который осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства, и к каждому из них мы рано или поздно нагрянем с проверкой.